В адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области за 1 полугодие 2021 года поступило 4814 обращений потребителей (на 35% меньше, чем в 1 полугодии 2020 г., что обусловлено резким ростом числа жалоб в 1 половине 2020 г. в связи с различными ограничительными мероприятиями – отменой туров, авиарейсов, зрелищных мероприятий, введением масочного режима).
В сравнении с 1 полугодием 2020 г. произошло снижение числа обращений в сфере торговли (на 30%), туризма (на 80%), транспорта (на 56 %), в том числе воздушного (на 73%), в культурно-развлекательной сфере (на 75%). Также снизилось число жалоб по иным приоритетным сферам деятельности – финансовые услуги (на 26%), услуги связи (44%). Произошло некоторое увеличение числа жалоб в области сотовой (на 11%) и телематической связи (на 14%). Наибольший удельный вес в общей структуре жалоб составили обращения в области торговли (31%), услуг жилищно-коммунального хозяйства (16%), медицинские услуги (13,5%), транспортных услуг (6%), финансовых услуг (7,2%), бытовых услуг (4,3%), услуг связи (4,4%).
Вопросы, которые наиболее часто ставили потребители в обращениях в 1 полугодии 2021 году:
- недоставка товаров, нарушение сроков доставки товаров, в том числе, в сфере дистанционной торговли, обман со стороны неустановленных лиц при заказе товаров через Интернет (товар не приходит, либо приходит совсем иной);
- вопросы защиты прав потребителей при туробслуживании (замена и отказ от туров);
- вопросы, связанные с отменой и переносом рейсов;
- качество юридических услуг;
- навязывание различных дополнительных услуг при кредитовании, при заключении договоров на приобретение автомобилей и т.д.
- недобросовестная деятельность сервисных центров, которые допускают непредоставление информации о стоимости услуг, навязывая дорогостоящий ремонт гражданам и пр.
На конец 1 полугодия 2021 года рассмотрено 4531 обращение, при этом 396 обращений стали основанием для проведения проверок, административных расследований, контрольных закупок (8,7%), из них 243 обращения подтвердились в ходе проведения надзорных мероприятий (61%). По иным обращениям заявителям предоставлялись разъяснения, либо осуществлялась переадресация обращений по подведомственности в иные органы государственной власти, местного самоуправления для рассмотрения и пр.
По итогам рассмотрения обращений составлено 319 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 22 предостережения о недопустимости нарушения прав потребителей. В суд направлено 136 заключений в защиту прав потребителей, 24 иска в защиту прав неопределенного круга лиц, и 29 – в защиту конкретных граждан. Общая сумма, возмещенная потребителей в результате реализации Управлением мер судебной защиты прав потребителей, составила около 16млн. руб. Консультационным центром и консультационными пунктами для потребителей в 1 полугодии 2021 года оказано 9,4 тыс. консультаций, подготовлено 157 исков и 615 претензий.